«Творить значит жить, вечно создавать новое и новое» - Казимир Малевич
"Белый квадрат несёт белый мир (миростроение), утверждая знак чистоты человеческой творческой жизни." Казимир Малевич
"Белое на белом - это ли не предел осознания, раскрытия, растворения в бесконечном свете? Это ли не тот предел конца, к которому приходим, чтобы возродиться вновь, на новом уровне?" Казимир Малевич
ПОТОМКИ К. МАЛЕВИЧА

Художник
Владимир Богданов

(1912 - 2002)

АРХИВНЫЕ ФОТОГРАФИИ
ЖИВОПИСЬ
ЭССЕ
ПОЭЗИЯ
ВОСПОМИНАНИЯ
«…Я возьму свою гитару,
Струны в перебор.
Мы с тобой ещё не стары-
Что за разговор?
Пропоём мы с новой силой-
Шапки набекрень:
В том краю, где жёлтая крапива
И сухой плетень…»

Владимир Богданов
Владимир Александрович Богданов родился 9 ноября 1912 года в Москве в семье, многие члены которой оставили заметный след в истории российского государства, в русской культуре и мировом искусстве.

Его отец, художник-декоратор, получивший образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Александр Дмитриевич Богданов (1884–1941), являлся сыном статского советника Дмитрия Александровича Богданова и внуком ректора Московской духовной академии, профессора, члена-корреспондента Императорской Академии наук Сергея Константиновича Смирнова (1818–1889). Мать, Мария Севериновна Богданова (в девичестве Малевич, 1890–1963) приходилась родной сестрой всемирно известному художнику Казимиру Севериновичу Малевичу (1879–1935) – одному из ярчайших представителей русского авангарда, основателю супрематизма, философа и теоретика искусства.
Александра Шатских - советский и российский искусствовед, историк искусства, доктор искусствоведения. Историк русского авангарда, творчества Казимира Малевича и художников его круга. Член Международной ассоциации художественных арт-критиков (AICA), Московского союза художников, Ассоциации искусствоведов САА (College Art Assosiation).

«В истории культуры существует немало примеров обращения к художественному творчеству немолодых людей, проживших уже большую жизнь, работая в качестве специалистов так называемых обыкновенных профессий.

"...XX век признал за этими мастерами полное право именоваться художниками, а вид их творчества получил определения «наивное искусство», «новый примитив...»

Инженер-конструктор Владимир Александрович Богданов к живописи обратился после 70 лет. Судьба была к нему благосклонна и отвела около 20 лет на творческую жизнь.

Как и для многих пенсионеров, работа над холстами была его хобби, и он не только не претендовал на публичность, но и тщательно избегал её. Его небольшие картинки, написанные в обыкновенной московской квартире, носят все приметы дилетантского творчества: для них характерны старательное стремление правдиво изобразить пейзаж, зафиксировать натурную сценку, передать портретное сходство согласно традиционным критериям общепризнанного реалистического искусства. В лучших из его непритязательных работ подкупает свежесть взгляда, любовь к самому процессу живописи, эмоциональный заряд, хорошо ощутимые зрителем.
По сути это сугубо камерное творчество для себя и родных, и аудитория для такого искусства, как и у искусства миллионов «художников выходного дня», ограничена кругом родных и близких людей.

Так бы оно и было, если бы Владимир Александрович не создал целый ряд уникальных произведений, чья оригинальность была обусловлена, в свою очередь, уникальными обстоятельствами его биографии.

Отцом его был Александр Дмитриевич Богданов (1884–1941), скромный художник-декоратор, зарабатывавший на жизнь ретушерским ремеслом; матерью – родная сестра Казимира Севериновича Малевича, Мария Севериновна (1890–1963).

Казимир Малевич превратился в неожиданного учителя для племянника, почитающего традиционное реалистическое искусство, но чуткого к импульсам, идущим от картин супрематиста. Импульсы оказались настолько мощными, что в творчестве Владимира Александровича органично произросли весьма знаменательные композиции, и их воздействие затрагивает гораздо более широкий круг людей, нежели только родных и близких.

Эти произведения объединены одной художественной идеей, складываясь в своеобразный цикл под обобщенным названием «В честь Малевича» или «Посвящение Малевичу». Все они в различных модификациях варьируют сходный сюжет: памятный знак - куб с красным квадратом, возвышающийся на лесистой опушке подмосковного поля, окружают персонажи малевичевских полотен. Они стоят по сторонам куба, идут на поклон, возлагают цветы. Легкая фигура самого авангардиста, материализуясь в воздухе, видением возносится над памятным знаком.
Предельно очевидно в этих картинах иконное начало, равно как экспрессивная выразительность, свойственная «наивному искусству». Особо подкупает в посвятительных картинах Богданова трогательная точность в воспроизведении поз и жестов героев постсупрематических полотен. Пластическим камертоном для парящей фигуры Малевича послужил его последний «Автопортрет», где великий мастер изобразил себя в стилизованном ренессансном одеянии.

Уникальность этих словно бы простых, а на самом деле многослойных произведений обеспечивается еще и тем, что создавал их человек, много сделавший для восстановления той обстановки, что реально окружала его кровного родственника. Именно Владимир Александрович был инициатором и неустанной движущей силой в деле установки памятного куба с красным квадратом на окраине барвихинского поля. Он по-своему продолжил семейную традицию малевичевского клана: его отец первым зарисовал супрематическое надгробие в день похорон Малевича (эта документальная зарисовка из-за небрежности публикаторов утратила имя автора, и сыну пришлось упорно сражаться за восстановление справедливости).