«Творить значит жить, вечно создавать новое и новое» - Казимир Малевич
"Белый квадрат несёт белый мир (миростроение), утверждая знак чистоты человеческой творческой жизни." Казимир Малевич
"Белое на белом - это ли не предел осознания, раскрытия, растворения в бесконечном свете? Это ли не тот предел конца, к которому приходим, чтобы возродиться вновь, на новом уровне?" Казимир Малевич
"Белое на белом" - события

Витебск - впечатления от поездки. Малевич, Пушкин, Рахманинов и не только...

С 24 по 26 июня 2022 г. мы побывали в Витебске (Белоруссия). Это был наш первый визит в город художников. С этим замечательным местом связан очень важный период жизни нашего предка - Казимира Малевича. Именно здесь в январе 1920 года сторонники Малевича основали объединение «МОЛПОСНОВИС» («Молодые последователи нового искусства»), которое позже, после присоединения старших по возрасту участников, было переименовано в «УНОВИС» («Утвердители нового искусства»). Это новое слово произносилось Малевичем и членами группы с ударением на последнем слоге и звучало как приказная форма глагола-неологизма, призывавшего обновиться: «Уновис(ь)!» Главному мастеру новое изобретение пришлось настолько по душе, что родившуюся 20 апреля 1920 года дочь он назвал Уна.
К. Малевич с дочерью Уной. 1921 год
О том, как произносилось слово «Уновис» Уна Казимировна Малевич сама рассказывала искусствоведу Александре Шатских.
Эта поездка возникла в наших планах экспромтом, буквально через несколько дней после мероприятий в Сколково, которые были описаны в предыдущей публикации. На той самой выставке Валерия и Натальи Черкашиных нам посчастливилось познакомиться с этими замечательными художниками. Вскоре они пригласили нас в гости в свою квартиру-мастерскую, где специально для нас подготовили ещё одну выставку - оригинально оформленную супрематическую экспозицию из газет советской эпохи, выкрашенных в цвета Малевича.
Во время нашей неформальной встречи с чаепитием Валерий и Наталья поделились своими планами, связанными с предстоящей творческой поездкой в Витебск, где они планировали представить свои фотографические работы серии «Нью-Йорк. Предчувствие», а также провести лекцию и художественный перфоманс на VII Международном фестивале фотографии «ФотоКрок» им. Сигизмунда Юрковского.
У нас моментально созрела идея присоединиться к поездке и окунуться в творческую атмосферу Витебска. Буквально вечером того же дня Черкашины созвонились с искусствоведом Татьяной Котович, которая сделала всё возможное для того, чтобы наш визит в Витебск стал максимально интересным и насыщенным.
Итак, 24 июня мы сели в машину и отправились в Белоруссию. Дорога была лёгкой и заняла около 6 часов.
По прибытии нас встретила и разместила Татьяна Котович. Вечером того же дня мы уже отправились в Музей фотографии ВЦСИ - Арт-пространство «Толстого, 7», где стали зрителями необычного спектакля - «Спасти камер-юнкера Пушкина», показанного специальным гостем фестиваля - Частным независимым театром камерных и моноспектаклей - Театром «МоноЛик» (Москва).
После спектакля мы с удовольствием окунулись в атмосферу вечернего Витебска. Побродили по улочкам, подышали вечерним тёплым воздухом старого города и насладились его красивыми ночными картинами.
На следующий день наша культурная программа началось с посещения Музея истории Витебского народного художественного училища (ВНХУ), который функционирует на базе «Витебского центра современного искусства» (ВЦСИ). Здесь мы погрузились в интереснейшее путешествие в прошлое. А проводником стала Татьяна Котович. Экскурсия, которую она организовала по всему пространству музея, помогла окунуться в атмосферу событий тех лет, когда Казимир Малевич практически преобразовал не только это место и город, но и творческое мышление огромной массы учеников, последователей и зрителей. Здесь же мы познакомились с прекрасным человеком - директором «Витебского центра современного искусства» (ВЦСИ) - художником Андреем Духовниковым.
Сразу после экскурсии мы, наполненные впечатлениями от услышанного и увиденного, решили провести ещё одну прогулку по городу, на этот раз залитому солнцем и переливающемуся яркими красками дня.
Проходя по старым улочкам, мы зашли в мастерскую художницы Татьяны Руденко и познакомились с ней лично. Она создаёт неповторимые образы ангелов, святых подвижников и пророков на холстах и на ткани, украшая картины шёлком, вышивкой, бисером. У нас состоялся очень интересный разговор о творчестве, о прошлом и будущем, о христианстве и кабале, о политиках, актёрах и музыкантах. Для неё оказалось неожиданным встретить в своей мастерской потомков Малевича. На память мы подарили Татьяне книгу с фотографиями картин нашего деда Владимира Богданова, начавшего писать уже в преклонном возрасте. В свою очередь, художница пожелала нашему Андрею стать прекрасным пианистом и подарила нам свой альбом.
Далее нас ждала не менее интересная и яркая встреча с художниками Черкашиными в выставочном пространстве ВЦСИ. Их лекция «А нафига нам эта цифра» - это очень интересный рассказ Валерия и Натальи о себе, своём необычном многогранном творчестве и подробнее - о фотографическом этапе. Их интересный и живой рассказ о своей жизни, мотивации к искусству и творчеству был дополнен фильмом и небольшим перфомансом.
Затем, после небольшого обеденного перерыва, мы отправились в Арт-пространство с замечательным названием «Толстого, 7». Здесь мы снова встретились с директором ВЦСИ Андреем Духовниковым. Он предложил Андрею Филонову опробовать два музыкальных инструмента, находящихся там, - пианино марок «Ленинград» и «Беларусь». И неожиданно музей наполнился звуками Рахманинова и Баха… Это было необычно!
После музыкальной прелюдии мы отправились бродить по залам музея, внутреннее пространство которого напоминает самую настоящую «арт-сказку». Очень сложно подобрать слова, чтобы описать увиденное там. Невозможно полностью передать эту атмосферу даже с помощью фотографий. Невероятное оформление всех помещений музея продумано в мелочах, даже самых скрытых от глаза. Среди экспонатов оказалась даже самая настоящая ЖИВАЯ авангардная кошка!
Ясно одно - сюда хочется вернуться и изучить всё в мельчайших подробностях.
Но на этом наш чудесный день в Витебске не закончился… Вечером мы посетили смотровую площадку в городской Ратуше.
После этого мы вместе со всеми витеблянами (так именуют себя жители города) отпраздновали День Города!
Есть несколько версий даты основания города. Как пишет в своём введении к книге «Витебск. Жизнь искусства 1917-1922» Александра Шатских, в древнерусских летописях город впервые упоминается под 1021 годом, когда великий князь Ярослав Мудрый уступил полоцкому князю Брячиславу два города, одним из которых был «Витебск». В польской рукописи ВИТЕБСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, компилятивном сочинении витеблянина Стефана Аверки, указана дата основания города 974 год. Легенда из ВИТЕБСКОЙ ЛЕТОПИСИ гласила, что город был основан княгиней Ольгой при её походе на север. В 974 году она приказала возвести крепость при слиянии рек Двина и Витьба, получившую название Витебск. Ученые отвергали эту дату, справедливо указывая на то, что княгини Ольги к тому времени пять лет как уже не было в живых, а карательный поход в земли взбунтовавшихся кривичей и древлян, убивших её супруга князя Игоря, был предпринят княгиней в 945-947 годах. Много позднее в советских научных кругах была высказана догадка, сколь остроумная, столь и необязательная, что Аверка, переписывая легенду из летописи, просто перепутал цифры, переставил их, и вместо 974 надо читать 947. Тем не менее в Витебске помпезно прогремели торжества по поводу тысячелетия в 1974 году. Такая история.
В любом случае, наш визит совпал с большим праздником. Поздно вечером мы стали зрителями очень красивого представления - салюта в сопровождении музыки и лазерного шоу на Площади Победы! Прекрасное окончание прекрасной поездки!
События Мероприятия Русский авангард Выставки По местам К. Малевича Путешествия