«Творить значит жить, вечно создавать новое и новое» - Казимир Малевич
"Белый квадрат несёт белый мир (миростроение), утверждая знак чистоты человеческой творческой жизни." Казимир Малевич
"Белое на белом - это ли не предел осознания, раскрытия, растворения в бесконечном свете? Это ли не тот предел конца, к которому приходим, чтобы возродиться вновь, на новом уровне?" Казимир Малевич
А. С. ШАТСКИХ

«Уникальный живописный цикл»

Александра Семёновна Шатских - советский и российский искусствовед, историк искусства, доктор искусствоведения. Историк русского авангарда, творчества Казимира Малевича и художников его круга. Член Международной ассоциации художественных арт-критиков (AICA), Московского союза художников, Ассоциации искусствоведов САА (College Art Assosiation).

«Уникальный живописный цикл» - статья Александры Шатских, посвящённая персональной выставке к 100-летию со дня рождения Владимира Александровича Богданова
Художник Владимир Богданов, потомок Малевича

«В истории культуры существует немало примеров обращения к художественному творчеству немолодых людей, проживших уже большую жизнь, работая в качестве специалистов так называемых обыкновенных профессий.

"...XX век признал за этими мастерами полное право именоваться художниками, а вид их творчества получил определения «наивное искусство», «новый примитив...»

Инженер-конструктор Владимир Александрович Богданов к живописи обратился после 70 лет. Судьба была к нему благосклонна и отвела около 20 лет на творческую жизнь.

Как и для многих пенсионеров, работа над холстами была его хобби, и он не только не претендовал на публичность, но и тщательно избегал её. Его небольшие картинки, написанные в обыкновенной московской квартире, носят все приметы дилетантского творчества: для них характерны старательное стремление правдиво изобразить пейзаж, зафиксировать натурную сценку, передать портретное сходство согласно традиционным критериям общепризнанного реалистического искусства. В лучших из его непритязательных работ подкупает свежесть взгляда, любовь к самому процессу живописи, эмоциональный заряд, хорошо ощутимые зрителем.

"Казимир Малевич превратился в неожиданного учителя для племянника, почитающего традиционное реалистическое искусство, но чуткого к импульсам, идущим от картин супрематиста."
Художник Владимир Богданов, потомок Малевича

По сути это сугубо камерное творчество для себя и родных, и аудитория для такого искусства, как и у искусства миллионов «художников выходного дня», ограничена кругом родных и близких людей.

Так бы оно и было, если бы Владимир Александрович не создал целый ряд уникальных произведений, чья оригинальность была обусловлена, в свою очередь, уникальными обстоятельствами его биографии.

Отцом его был Александр Дмитриевич Богданов (1884–1941), скромный художник-декоратор, зарабатывавший на жизнь ретушерским ремеслом; матерью – родная сестра Казимира Севериновича Малевича, Мария Севериновна (1890–1963).

Казимир Малевич превратился в неожиданного учителя для племянника, почитающего традиционное реалистическое искусство, но чуткого к импульсам, идущим от картин супрематиста. Импульсы оказались настолько мощными, что в творчестве Владимира Александровича органично произросли весьма знаменательные композиции, и их воздействие затрагивает гораздо более широкий круг людей, нежели только родных и близких.

Эти произведения объединены одной художественной идеей, складываясь в своеобразный цикл под обобщенным названием «В честь Малевича» или «Посвящение Малевичу». Все они в различных модификациях варьируют сходный сюжет: памятный знак - куб с красным квадратом, возвышающийся на лесистой опушке подмосковного поля, окружают персонажи малевичевских полотен. Они стоят по сторонам куба, идут на поклон, возлагают цветы. Легкая фигура самого авангардиста, материализуясь в воздухе, видением возносится над памятным знаком.

Художник Владимир Богданов, потомок Малевича

Предельно очевидно в этих картинах иконное начало, равно как экспрессивная выразительность, свойственная «наивному искусству». Особо подкупает в посвятительных картинах Богданова трогательная точность в воспроизведении поз и жестов героев постсупрематических полотен. Пластическим камертоном для парящей фигуры Малевича послужил его последний «Автопортрет», где великий мастер изобразил себя в стилизованном ренессансном одеянии.

Уникальность этих словно бы простых, а на самом деле многослойных произведений обеспечивается еще и тем, что создавал их человек, много сделавший для восстановления той обстановки, что реально окружала его кровного родственника. Именно Владимир Александрович был инициатором и неустанной движущей силой в деле установки памятного куба с красным квадратом на окраине барвихинского поля. Он по-своему продолжил семейную традицию малевичевского клана: его отец первым зарисовал супрематическое надгробие в день похорон Малевича (эта документальная зарисовка из-за небрежности публикаторов утратила имя автора, и сыну пришлось упорно сражаться за восстановление справедливости).

Художник Владимир Богданов, потомок Малевича
Дополнительную глубину полотнам Владимира Александровича придает еще одно, на этот раз в высшей степени прискорбное обстоятельство, парадоксально объединившее произведения и дяди, и племянника. Картинам и того, и другого суждено играть печальную роль памятников единственному в своем роде национальному достоянию, уничтоженному в ХХI веке и на наших глазах.

Фоном для композиций Владимира Александровича служил обобщенно стилизованный, но все же имевший реальный прототип пейзаж – это была, как уже говорилось, окраина барвихинского поля. То самое пронзительное по красоте и одухотворенности поле, что запечатлено на полотнах Малевича. То самое поле, чье эпическое величие обусловило предсмертную просьбу супрематиста захоронить здесь его прах.

Воля гениального художника была исполнена 21 мая 1935 года.